Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Последние данные о состоянии казахстанской экономики свидетельствуют о том, что антикризисные меры, предпринимаемые казахстанским руководством, начинают давать позитивные результаты. Свидетельством этого стали прогнозы по иностранным инвестициям в РК, озвученные главой Нацбанка Казахстана Григорием Марченко.
Казахстанский финансист отметил, что только китайские инвестиции могут составить цифру порядка 10 млрд. долларов, а приоритетным направлением для иностранных инвесторов станут крупные проекты типа «Кашаган» и «Тенгиз».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также выразил удовлетворение ходом реализации антикризисной программы, о чем можно судить из выступления Премьер-министра РК Карима Масимова на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС. Собственно говоря, первый и второй факт между собой, очевидно, коррелируют. Иностранные инвесторы постепенно успокаиваются и снова начинают доверять прогнозам казахстанского правительства. Приток капиталов дает возможность профинансировать наиболее важные для развития национальной экономики сферы, причем не только сырьевые, но так же и те, которые напрямую связаны с более высоким уровнем развития казахстанской экономики и ориентированы на стратегию индустриального прорыва.
Какие факторы позволяют Ак Орде смотреть в будущее с оптимизмом? Прежде всего, это реальное осознание партнерами Казахстана по СНГ необходимости системной координации усилий по борьбе с кризисными явлениями. Именно к этому формату взаимодействия в течение долгого времени призывал своих коллег-Президентов Нурсултан Назарбаев, однако оказалось необходимо гораздо больше временных затрат на то, чтобы количество перешло в качество. То есть ключевые экономические интеграционные проекты на постсоветском пространстве начали работать с более высокой степенью эффективности.
Итоги заседания Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и решения по Таможенному Союзу являются лучшим свидетельством этого обстоятельства. Достижение договоренностей по консолидированному вхождению стран-участниц Таможенного Союза в ВТО лучше, чем все пространные рассуждения о пользе интеграции доказывает ее громадный экономический потенциал.
Таким образом, кризис выступил «неформальным ускорителем» интеграционных процессов между странами СНГ. Остается нерешенным вопрос о том, насколько такие меры, как формирование Антикризисного Фонда или Таможенного Союза позволят не только минимизировать влияние глобальных факторов экономических пертурбаций для экономик Казахстана и России, но в плане более глубоком позволит через развитие интеграционных процессов перейти к построению посткризисных экономик. В этом отношении позиции экспертов расходятся. И заметно, что если казахстанские специалисты чуть более оптимистичны в своих оценках, то российские аналитики приходят к гораздо более осторожным, если не сказать пессимистическим выводам.
Какие же аргументы на стороне оптимистов? Прежде всего, субъективный фактор: осознание национальными элитами России и Казахстана невозможности дальнейшего развития в рамках экстенсивного пути. Интенсивный формат развития будет определен инновационной экономикой, основанной на знаниях. Именно в этом контексте можно рассматривать еще одно важное решение в рамках ЕврАзЭС, связанное с созданием Центра инноваций.
Объединение научного и кадрового потенциала России и Казахстана, создание совместных Центров по подготовке и переподготовке кадров - это мера, которая дает мультипликативный эффект, выполняя роль антикризисной инициативы и создавая возможности для поступательного движения вперед, на новый уровень.
Кризис со всей очевидностью показал, что главные проблемы для постсоветских стран лежат в области несоответствия кадрового потенциала масштабным политическим задачам, которые формирует политическая элита стран-евразийских партнеров. Поэтому можно предположить, что вслед за титанической работой по согласованию таможенных тарифов, реальная интеграция коснется и других сфер, прежде всего, научной и образовательной.
Именно объединенный человеческий капитал двух наших стран станет фундаментом мощного модернизационного рывка, обеспечивающего необходимый уровень конкурентоспособности России и Казахстана.