Газета "Наш Мир" br> Участники семинара отметили, что «принятая властями города программа по оздоровлению экологической обстановки также не содержит наиболее важных для здоровья целевых показателей, а меры по расширению улиц и даже начатое строительство велодорожек в принципе не решают проблему грязного воздуха».
В Алматы прошел семинар «Управление качеством воздуха: практический опыт и перспективы». Семинар проводился проектом Европейского союза «Внедрение инструментов экологической политики в Республике Казахстан». Докладчики представили итоги своих исследований о состоянии воздушного бассейна Алматы и его влиянии на здоровье горожан, передает агентство со ссылкой на сообщение, распространенное по итогам семинара.
Как указывается в распространенном сообщении, «Алматы продолжает оставаться одним из самых грязных городов Казахстана».
Участники семинара отметили, что «принятая в Казахстане система оценки качества воздуха по комплексным показателям (ИЗА) не отражает реального положения дел и не стимулирует целенаправленную работу природоохранных служб и местных органов. Принятая властями города программа по оздоровлению экологической обстановки также не содержит наиболее важных для здоровья целевых показателей, а меры по расширению улиц и даже начатое строительство велодорожек в принципе не решает проблему грязного воздуха. У жителей города отсутствует доступ к информации о качестве воздуха в режиме реального времени и предупреждениям об опасных уровнях загрязнения — как это требуется, например, законодательством Европейского союза».
«Несмотря на закрытие по экономическим причинам ряда промышленных предприятий, концентрации опасных для здоровья веществ в атмосфере города по-прежнему превышают допустимые нормы в несколько раз. При этом, как отмечено экспертами, наиболее опасные вещества: мелкие твердые частицы, канцерогены, тяжелые металлы — не измеряются и не контролируются», — говорится в пресс-релизе.
В то же время «известно, что краткосрочное воздействие мелких твердых частиц увеличивает заболеваемость и смертность населения. Даже в Европе, где загрязнение воздуха гораздо меньше, общее число преждевременных смертей от твердых мелких частиц и серистых соединений составляет 348 тыс. каждый год», — указывается в сообщении докладчиков.
Международные эксперты порекомендовали «направить усилия властей на кардинальное улучшение работы общественного транспорта, придание ему приоритетного статуса на дорогах, контроль качества ввозимого топлива и повышение ответственности за соблюдение экологических норм».
Участники семинара отметили также, что, «согласно Конституции РК и Экологическому кодексу, граждане Казахстана имеют право на информацию о состоянии окружающей среды, а в случае непринятия мер по экологической безопасности — право на обращение в правоохранительные и судебные органы, включая Международный комитет по рассмотрению заявлений при Орхусской конвенции, стороной которой является и Казахстан».
|